Select language
English


(499) 777-0255, 777-2757

info@railtansauto.ru

Пять миллиардов до границы: помогут ли автопрому новые субсидии

Государство поддержит продажи российских автомобилей за рубежом, выделив 5 млрд руб. на компенсацию перевозки машин до границы. Это может помочь экспорту, который падает, даже несмотря на девальвацию рубля

Правительство планирует выделить дополнительные 5 млрд руб. на поддержку российских автопроизводителей в 2016 году, заявил журналистам министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Деньги пойдут на транспортировку автомобилей по России до границы для последующего экспорта. «Председателем правительства дано поручение окончательно обсчитать и внести уже нормативные акты в правительство для утверждения, это на весь год», — сказал Мантуров (цитата по ТАСС). Других деталей господдержки он не раскрыл, в Минпромторге на запрос РБК не ответили.

Речь идет о субсидировании перевозок автомобилей, в том числе грузовых автомобилей и автобусов, всеми видами транспорта (в первую очередь железнодорожные и автоперевозки) до точек пограничного перехода, пояснил РБК топ-менеджер крупного российского автопроизводителя, знакомый с предложением Минпромторга. По его словам, механизм распределения субсидий пока уточняется, он будет зависеть от заявленных автопроизводителями объемов экспорта на текущий год. В Sollers подтвердили, что нормативы компенсации логистических расходов автопроизводителей только разрабатываются. До сих пор перевозки машин для дальнейшего экспорта никогда не субсидировались, уточнили в двух компаниях.

Предложения по поддержке экспорта автомобилей разрабатывала дочерняя структура Внешэкономбанка — Российский экспортный центр (РЭЦ), который возглавляет первый заместитель председателя ВЭБа Петр Фрадков, уточнил РБК собеседник на одном из автозаводов. Представитель РЭЦ не смог оперативно ответить на запрос РБК.

В октябре прошлого года президент России Владимир Путин призывал российских автопроизводителей воспользоваться экономической ситуацией для развития экспортных продаж. «Дело не в кризисе, а в разнице в курсах валют — национальной валюты, иностранных валют по отношению к рублю. Это абсолютные конкурентные преимущества, которые, безусловно, наши производители должны использовать, в том числе не только для освоения собственного рынка, но и для продвижения на внешних», — сказал он журналистам (цитата по ТАСС).

По итогам 2015 года российский авторынок упал на 35,7%. В кризисный год россияне купили 1,6 млн машин, что на 890 тыс. меньше, чем в 2014-м, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) . Звание самого популярного автомобиля сохранила Lada Granta, второе и третье место заняли Hyundai Solaris и KIA New Rio. Из десятки самых популярных моделей продажи выросли только у Solaris и New Rio. Какие еще машины покупали россияне в 2015 году, смотрите в галерее РБК.

Девальвация рубля, которая дает российским автопроизводителям ценовые конкурентные преимущества на внешних рынках, продолжается уже полтора года, но объемы экспорта автомобилей из России все равно относительно невелики — на экспорт отправляется 6% легковых автомобилей и 15% грузовых (это следует из данных «АСМ-холдинга» и Федеральной таможенной службы за январь—ноябрь 2015 года). Более того, объем продаж на внешних рынках снижается — за 11 месяцев прошлого года из России было вывезено на 25% меньше легковых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года, грузовых — на 15%.
Субсидирование внутренних перевозок поможет в развитии экспорта и всего автопрома, считают на КамАЗе и «Хендэ Мотор СНГ». За счет продаж на внешних рынках автопроизводители смогут частично компенсировать затяжное падение продаж на внутреннем. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2015 году объем российского авторынка сократился на 35,7%, до 1,6 млн машин. В этом году, по разным оценкам, продажи могут упасть еще на 5–25%.

Вместе с тем источник РБК в другом иностранном автоконцерне считает, что решение Минпромторга просубсидировать внутренние перевозки существенно экспорту не поможет. «Основные затраты приходятся именно на внешнюю логистику, особенно если речь идет о морском фрахте», — говорит он. По словам собеседника РБК, обсуждался и вариант более широкой господдержки экспорта — субсидирование всего логистического плеча, но Минпромторг эту идею отверг из-за отсутствия дополнительных средств.

Кто куда везет​

О планах развивать экспортные направления продаж ранее заявлял АвтоВАЗ (продажи Lada в России, по данным АЕБ, в 2015 году упали на 31%, до 269,1 тыс. машин). Сейчас компания ведет переговоры с «Рейлтрансавто» — дочерней компанией РЖД, специализирующейся на перевозках автомобилей, о поставках в Европу, рассказал РБК президент АвтоВАЗа Бу Андерссон. «Рейлтрансавто» — давний логистический партнер АвтоВАЗа, поэтому постоянно работаем над новыми транспортными проектами, оптимизируем имеющиеся маршруты в целях сокращения издержек», — сказал представитель железнодорожной компании, добавив, что конкретных предложений по направлениям и объемам от АвтоВАЗа пока не поступало. Кроме АвтоВАЗа, с запросами об экспорте автомобилей никто из российских автопроизводителей не обращался, добавили в «Рейлтрансавто».

У некоторых российских автопроизводителей экспорт составляет существенную долю продаж. Например, российское подразделение Hyundai, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», в 2015 году продало на экспорт 14,2 тыс. автомобилей (с учетом 3 тыс. Kia Rio, которые также производятся на российском заводе Hyundai). Из них 10,3 тыс. машин уехали в Казахстан, 2,5 тыс. — в Египет и Ливан, отметили в компании. Это почти 10% от продаж компании в России (в 2015 году продажи Hyundai снизились на 10%, до 163 тыс. машин). Завод планирует увеличивать продажи на текущих рынках присутствия, сказали РБК в «Хендэ Мотор», не уточнив конкретных планов.

Примерно такая же доля экспорта у УАЗа (входит в группу Sollers Вадима Швецова), который традиционно поставляет внедорожники в страны ближнего зарубежья и развивает продажи на рынках дальнего (Никарагуа, Боливия, Монголия, Гана, Сербия, Чехия, Куба, Вьетнам). В 2015 году на экспорт было отправлено 4,9 тыс. внедорожников, а всего продажи УАЗа в России составили в 2015 году 48,7 тыс. машин. Планы на 2016 год не раскрываются. Другие автопроизводители, имеющие сборочные производства в России, на запросы РБК не ответили.

Роман Асанкин


Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/business/17/01/2016/569934439a79472502e3084e

17.01.2016

 

LiveInternet

Multiline