Select language
English


(499) 777-0255, 777-2757

info@railtansauto.ru

Автомобили встают на рельсы

Японский автоконцерн Mazda совместно с ОАО «РейлТрансАвто» (дочернее общество ОАО «РЖД») 29 сентября начнут перевозку автомобилей со специализированного терминала «Зарубино» на Дальнем Востоке до терминала «Михнево» в Подмосковье. Это первый автопроизводитель, который решился на массовую транспортировку своей готовой продукции по Транссибирской магистрали через всю Россию.

Решение об изменении логистической схемы транспортировки автомобилей, поставляемых в Россию, принял совет директоров Mazda Motor Corporation. Этому предшествовало довольно длительное тестирование нового маршрута.

Морской путь японских иномарок сегодня пролегает через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Разгрузка происходит в четырех портах Европы, после чего на автомобилевозах продукция доставляется к потребителям. Весь процесс доставки занимает до 70 дней.

Принципиальное согласие ОАО «РЖД» на транспортировку машин по Транссибу Mazda получила еще год назад. Первый тестовый поезд отправился в сентябре 2007 года.

«К сожалению, процесс подписания договоров в России происходит очень медленно», – сетует генеральный директор ООО «Мазда Мотор Рус» Йорг Шрайбер. Это время автомобильная корпорация использовала для детального экономического обоснования проекта. В феврале 2008 года один вагон-автомобилевоз попробовали включить в состав обычного грузового поезда. Перевозка заняла 24 дня. В апреле с Дальнего Востока специальным поездом перевезли 330 автомобилей. Чтобы определить степень влияния перевозки по железной дороге на сохранность ценного груза, часть автомобилей была переправлена самолетом из подмосковного Жуковского обратно на японский завод.

Подписанное Mazda и ОАО «РТА» соглашение свидетельствует об успешном завершении всех испытаний. С 29 сентября 2008 года по Транссибирской магистрали будут непрерывно курсировать 9 маршрутных поездов, каждый из которых состоит из 30 вагонов. Для их продвижения предоставлена жесткая нитка графика. Маршрутные поезда освобождаются от процедуры сортировки вагонов, стоянки поездов в пути следования предусмотрены лишь для технического осмотра и замены локомотива. Все это позволяет обеспечивать маршрутную скорость до 900 км в сутки и сократить общее время доставки автомобилей примерно до 10 суток. Технически автомобилевозы, также как и фитинговые платформы, хорошо приспособлены к скоростным перевозкам – они способны развивать скорость 110–120 км/ч, в то время как скорость в традиционном грузовом движении ограничена 90 км/ч.

«Проект не только сократит время доставки автомобилей, но и повысит ликвидность компании, – уверен вице-президент по клиентской поддержке, логистике и IT-технологиям Mazda Motor Europe Йорген Олесен. – Сокращая сроки доставки товара, мы уменьшаем склады компании и увеличиваем ее активы».

Г-н Олесен не раскрывает экономические параметры проекта, но отмечает, что перевозка автомобилей по железной дороге в целом не будет более затратной, чем по воде. Для транспортировки автомобилей Mazda будут использоваться полностью закрытые вагоны модели 11-1291, разработанные ОАО «РТА» совместно с заводом «Рузхиммаш». Дополнительную защиту автомобилям обеспечит специальная защитная пленка и крепления. «Mazda выдвигает жесткие требования к сохранности своего груза, – говорит заместитель председателя совета директоров ОАО «РТА» Максим Ликсутов. – Новый вагон-автомобилевоз и современный терминал «Михнево», на создание которого было потрачено 1,2 млрд рублей, позволяют обеспечивать высокий уровень сохранности».

Минимальный объем перевозок по маршруту Зарубино – Михнево, согласованный Mazda с РТА, – 900 автомобилей в неделю. По железной дороге планируется переправлять 33% выпускаемых автомобилей серии Mazda3. По мнению экспертов, это полностью удовлетворит потребности столичного региона.

Россия занимает четвертое место среди рынков сбыта Mazda после США, Японии и Китая. За первые 8 месяцев 2008 года компания поставила в Россию более 52 тыс. автомобилей, уже практически перекрыв общий показатель прошлого года. В 2008 году автогигант рассчитывает доставить около 80 тыс. машин, причем перевозки по Транссибу сюда включить еще не успели. Менеджеры компании справедливо полагают, что они дадут серьезный прирост.

Транссибирская магистраль возьмет на себя автомобили не только для России, но и для Казахстана. Для этого в Алматы активно развивается профильный терминал. По словам начальника отдела организации внешнеторговых перевозок департамента управления перевозками Алексея Кузнецова, сегодня возможности Транссиба используются не в полной мере. В графике движения поездов на 2008–2009 гг. предусмотрено 53 жестких нитки, проходящих по Транссибу с Дальнего Востока. При этом пропускная способность используется лишь на 48%.

Тем не менее в ОАО «РЖД» отмечают положительные тенденции в организации специальных ускоренных поездов. С начала года по российским железным дорогам проследовало 1175 контейнерных составов, что на 200 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Перевезено 127 тыс. контейнеров (плюс 30 тыс. к прошлому году). Маршрутная скорость автопоездов составила 927 км в сутки, а на отдельных участках она достигает 1100–1200 км в сутки.

По словам М.Ликсутова, перевозка новых автомобилей требует создания современной инфраструктуры в точках начала и конца маршрута. Поэтому сегодня РТА активно развивает терминалы в перспективных точках повышенного спроса на автомобили – Калининграде, Новосибирске, Екатеринбурге.

Парк подвижного состава РТА составляет 2500 специализированных вагонов-автомобилевозов, к концу 2010 года с расчетом на сотрудничество с рядом других клиентов, кроме Mazda, его планируют увеличить до 5100 единиц.

Как сообщил А.Кузнецов, пробные поездки по железной дороге совершают сразу несколько иностранных автопроизводителей. В частности, уже рассматривается вопрос организации постоянных автопоездов из Китая через Забайкальск, где задействован объединенный контейнерный и автотерминал.

Михаил Кузьминов

26.09.2008

 

LiveInternet

Multiline